Мультфильмы( для детей)

Мультфильмы( для детей)
   — область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путём покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных, живописных (графическая мультипликация) или объёмно-кукольных (объёмная мультипликация) образов. Мультипликация (от лат. multiplicatio - умножение) благодаря выразительным возможностям позволяет не только "оживить", но и "одушевить" героев литературных произведений, сказок, сценариев и т.д., сделать их понятными для детей. Попытки мультипликации предпринимались ещё до развития кинематографа. Метод графической мультипликации возник в начале 20 в. (1906-08, Э. Коль, Франция; С. Блэктон, США).
   Первые объёмные М. в России были поставлены В.А. Старевичем в 1911- 1913. Первый полнометражный игровой мультфильм "Новый Гулливер" снял А.Л. Птушко в 1935. В 1936 организована студия "Союзмультфильм", сыгравшая решающую роль в развитии мультипликации. В 30-40-е гг. в М. во многом использовались технические приёмы, разработанные американским режиссёром У. Диснеем.
   В послевоенные годы стали шире использоваться традиции отечественного фольклора и изобразительной культуры ("Конёк-Горбунок" И.П. Иванова-Вано, "Серая шейка" Л.А. Амальрика и В.И. Полковникова, "Снежная королева" Л.К. Атаманова и др.). В 50-60-е гг. крупными мастерами в области М. были М.С. Пащенко, Атаманов, В.Д. Дегтярёв, Р.А. Качанов, Ф.С. Хитрук и др. Появились М. для самых маленьких ("Кто сказал мяу?", "Варежка" и др.), отличавшиеся добрым отношением к миру, искренностью и юмором. Кукольные фильмы ("Приключения барона Мюнхгаузена" и "Сказка о попе и работнике его Балде" А.Г. Карановича, "Чудесный колодец" Дегтярёва, "Мой зелёный крокодил" В.В. Курчевского и др.) отличали пластическая выразительность персонажей, образное использование фактуры.
   Расширялась жанровая дифференциация М., ставились эксперименты по сочетанию М. и натурного кино, рисунка и аппликации, использования "киноколлажа". Пополнился репертуар для самых маленьких ("Каникулы Бонифация" Хитрука, "Малыш и Карлсон" Б.П. Степанцева, и др.). В конце 60-х гг. появились самые популярные герои М.: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни-Пух, Волк и Заяц из серии "Ну, погоди!", озвучиваемые известными артистами кино и театров. Виртуозное владение мультипликационной техникой демонстрировали М. Б.П. Дёжкина "Необыкновенный матч" и "Шайбу, шайбу!" и др. Поэтические и лирические М.-притчи Хитрука, А.Ю. Хржановского, Ю.Б. Норштейна, Н.Н. Серебрякова, Степанцева, Курчевского и др. показали, что мультипликации доступны самые сложные сюжеты.
   В 70-е гг. возник жанр М.- мюзикла ("Бременские музыканты" И.А. Ковалевской, "Голубой щенок" Е.А. Гамбурга и др.). Началом нового жанра М. - художественного образного исследования творчества стала трилогия Хржановского об А.С. Пушкине, основанная на рукописях и рисунках поэта. Были сняты познавательные М. ("Коля, Оля и Архимед", "Аргонавты", "Прометей" и др.). В 80-е гг. продолжены серии "Ну, погоди!" В.М. Котёночкина, "Трое из Простоквашино" В. Попова, серии про Чебурашку Качанова и Удава И.Ф. Уфимцева. В.И. Пекарь создал яркую живописную серию, знакомящую с культурой, народным искусством, фольклором народов стран Латинской Америки, Азии и Африки.
   Разрабатывался жанр художественной фантастики (в т.ч. полнометражный М. "Тайна третьей планеты" Качанова). В жанре поэтической философской мультипликации сделаны М. "Балаган" Гараниной (по мотивам творчества Гарсия Лорки), "Разлучённые" и "Превращение" Серебрякова, "Чёрно-белое кино" В. Соколова, "Лев и бык" Хитрука и др. В 90-е гг. в подготовке М. широко используются новые компьютерные технологии.
   Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация может найти широкое применение в воспитательной и учебной работе. Мультипликация с особой интенсивностью стимулирует у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекает его в мир обобщённых образных представлений, а по мере его взросления - в мир поэтической метафоры, нравственно-философской притчи, художественного размышления. Выразительность, образность, музыкальность и лаконичность М. позволяют решать широкий круг образовательных и воспитательных задач, в т.ч. и физического развития ребёнка. Как показали исследования, общение с яркой и музыкальной мультипликацией способствует интенсивности зрительных и слуховых ощущений у детей.
   Традиционно М. используются в воспитательной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако из-за особенностей детского восприятия эмоции, пережитые ребёнком во время просмотра М., часто остаются неосмысленными. Задача педагога - помочь ребёнку осознать свои впечатления. Уже в 6-7 лет дети вполне способны к освоению нравственного и эстетического содержания М. Игра-инсценировка, поставленная после просмотра М., позволит ребёнку скорее усвоить его художественную логику, оценить поступки персонажа. Обычно этот процесс вызывает наибольшие затруднения у детей, т.к. у них преобладает ситуативное восприятие событий без проникновения в их причинно-следственные связи.
   Изобразительное творчество детей на основе просмотренного М. также помогает выражению эмоций, осмыслению выразительных средств, использованных в М. Средством музыкального воспитания выступают М., поставленные на основе классических музыкальных произведений. М. способствуют развитию разнообразных творческих способностей детей, развитию их воображения и образного мышления. Дети с особым удовольствием сами участвуют в создании М. и охотно посещают студии и кружки мультипликации.
   М. способствуют интеллектуальному развитию подростков и старших школьников, формированию их эстетической культуры. М.-экранизации, М.-притчи, М. поэтического, философского и нравственного содержания при умелом использовании педагогом могут стать поводом для эффективного педагогического общения. Мультипликация, названная С.М. Эйзенштейном школой метафорического мышления, особым образом способствует умственному развитию детей, овладению навыками художественно-публицистического выражения мысли.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 153-154)
   Ч421.275

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Мультфильмы( для детей)" в других словарях:

  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей — область киноискусства, представленная фильмами, к рые создаются путём покадровой съёмки последоват. фаз движения рисованных, живописных (графич. мультипликация) или объёмно кукольных (объёмная мультипликация) образов. Мультипликация (от лат.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Музыка( для детей) —     произведения народного и профессионального композиторского творчества, специально предназначенные для детского восприятия или исполнения. Однако дети слушают, поют и играют не только музыку, специально созданную для них. Круг музыкальной… …   Педагогический терминологический словарь

  • МУЛЬТФИЛЬМЫ — для детей, область киноискусства, представленная фильмами, к рые создаются путём покадровой съёмки последоват. фаз движения рисованных, живописных (графич. мультипликация) или объёмно кукольных (объёмная мультипликация) образов. Мультипликация… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Мультфильмы Японии — Аниме ([ anʲɪmə, ənʲɪ mɛ] ср., нескл., яп. アニメ (info) [anʲime], от англ. animation  анимация)  японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на… …   Википедия

  • Мультфильмы, созданные студией «Экран» в 1980-х годах —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не ус …   Википедия

  • Мама для мамонтёнка — Мама для мамонтёнка …   Википедия

  • Японские мультфильмы — Аниме ([ anʲɪmə, ənʲɪ mɛ] ср., нескл., яп. アニメ (info) [anʲime], от англ. animation  анимация)  японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на… …   Википедия

  • Детский (телеканал) — Телеканал «Детский» ООО «Контент Юнион Джуниор» …   Википедия

  • Нью Медиа Дженерейшн — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… …   Википедия

  • Намедни. Наша эра (книга) — «Намедни. Наша эра»  книга альбом Леонида Парфёнова, созданная по мотивам документального цикла «Намедни. Наша эра». Книга состоит из пяти томов  первые четыре описывают исторические явления по десятилетиям, пятый за пятилетний период.… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»